Роль семьи в сознательном выборе профессионального будущего ребенка
Народная мудрость гласит: «Земля мертва без воды, человек без семьи - пустоцвет». Семья - как маленькая Вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Что же представляет собой само понятие семьи?
Традиционно семья - главный институт воспитания. В ней закладываются основы личности, формируются духовные ценности, нормы и образцы поведения, стиль взаимоотношений между людьми. С позиции социологов семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.
По отношению к человеку функции семьи делятся на супружескую, родительскую, функцию организации быта. Главное назначение семьи - воспитание детей. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Чем ответственнее родители относятся к воспитанию своего ребенка, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания его личности, недаром говорят: какая семья, такой выросший в ней ребенок.
Роль семьи в деле профессионального самоопределения детей отмечал в свое время еще А.С.Макаренко. Он писал: «В самом деле, ребенок, общаясь с вами, родителями, получает первые представления о мире профессий, наблюдает различные трудности, испытываемые взрослыми, знакомится с особенностями межличностных отношений людей. Поистине впечатляющее влияние отцов и матерей на формирование интересов, вкусов, оценок и жизненных установок детей, так как воспитание в семье характеризуется продолжительностью и естественностью взаимоотношений детей и родителей».
Семья оказывает существенное влияние на будущий профессиональный выбор ребенка, поскольку именно в ней вырабатываются основные социальные установки, формируются отношение к труду, навыки и умения, необходимые для любого вида деятельности.
Данные анализа индивидуальных анкет старшеклассников, обратившихся за профконсультационной помощью в Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи (январь - июль 2007, 2009 гг.) свидетельствуют: в 2009 г. число старшеклассников, выбирающих свое профессиональное будущее, опираясь на «совет родителей», составило 32 %. Для сравнения с 2007 г. эти показатели были значительно ниже -6,9 %. Приведенные цифры лишний раз подтверждают: семья служит моделью определенного образа жизни и является источником формирования важных жизненных ценностей и убеждений. Именно в семье начинается первое знакомство с миром профессий. Вовлекая детей в различную деятельность в часы досуга, организуя посещение выставок, музеев, родители знакомят их с различными профессиями, дают возможность ребенку расширить круг своих интересов, попробовать свои силы в разной работе.
Кроме общих способностей родители развивают и специальные способности своего ребенка, качества, от которых зависит успех в каком-либо определенном виде деятельности: усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца и др. Они влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, целенаправленно предлагая им игровой материал, поощряя увлечения и занятия или осуждая их, задают исходный уровень притязания ребенка на то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.
Родители направляют, предопределяют или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения в определенной школе или на приобретении указанной ими же профессии в колледже. Зачастую подростки не решаются возражать родителям и соглашаются с их желаниями, что приводит в будущем к нежелательным последствиям. Необходимо постепенно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавать их решение ему самому. Одним из вариантов родительского влияния на профессиональный выбор ребенка является прямое наследование профессии. На выбор профессионального будущего воздействует и общая атмосфера, и семейные традиции. В последнее время нередко говорят, что начинать профессиональную ориентацию школьника надо с ориентации родителей.
К сожалению, современные городские мальчики и девочки нередко совершенно не знакомы с делом, которым занимаются их родители. Многие дети никогда не видели своих родителей на рабочих местах, так как современный труд организован таким образом, что в подавляющем большинстве случаев передача родителями своим детям профессиональных знаний и умений затруднена. Это было возможно до тех пор, пока семья оставалась производственной ячейкой. Поэтому родителям необходимо больше рассказывать школьникам о содержании своей профессиональной деятельности, по возможности организовывать посещение своего места работы. Уже в младшем школьном возрасте дети должны знакомиться с миром наиболее распространенных профессий, прежде всего с профессиями своих родителей, их ближайшего производственного окружения, учиться понимать значение труда в жизни общества.
В наше время все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже стала реализовывать свою главную функцию - воспитание детей.
Основные причины кризиса семьи:
- нестабильная экономическая ситуации в стране (основное время родителей тратится на «заработок средств существования»);
- низкая культура общественной жизни;
- двойная нагрузка на женщину в семье;
- высокий процент разводов как следствие многих социально-бытовых и моральных причин;
- нарушение на практике объявленного законом равного права отца и матери в воспитании детей;
- обострение конфликтов между поколениями;
- увеличение разрыва между семьей и школой;
- снижение престижности обычной общеобразовательной школы.
В таких непростых условиях происходит один из важнейших моментов в жизни каждого ребенка - выбор жизненного пути. Как помочь ребенку найти наилучшую сферу приложения профессиональных интересов, склонностей, моральных, психологических особенностей? В поисках ответа на этот вопрос может активно принять участие, конечно же, семья. «Школа не единственное место воспитания детей. Необходимо использовать все те силы, которые могут оказать помощь», - говорил педагог С.Т. Шацкий. К этим силам он относил семью. Ведь родители лучше, чем кто-либо, знают своего ребенка, а значит, могут определить сферу его будущей деятельности. Родительская мудрость должна заключаться в том, чтобы вовремя заметить интерес ребенка к какой-либо деятельности, поддержать и закрепить его - вдруг с этим интересом будет связана его будущая профессия.
Родителям нужно хорошо знать состояние здоровья сына или дочери, чтобы при заболевании или отклонении в его состоянии, психологически подготовив ребенка к тому, что ряд профессий возможно, и та, что он для себя выбрал, будут для него вредны, рекомендовать ему на выбор более подходящие специальности.
Для выбора профессии очень важен тактичный родительский совет, основанный на глубоком знании индивидуальных психофизиологических особенностей своего ребенка, что позволит тому избежать психологических травм, конфликтов, неудовлетворенности.
Выделяют следующие позиции родителей относительно профессионального будущего своих детей.
- Позитивно-активная позиция. Взрослые стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.
- Жестко-активная позиция. Безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такои ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.
- Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать свой профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая установка приводила к нежелательным последствиям.
Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, - не стоит рассматривать их только в качестве носителей талантов. Их достоинства вырастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счете, зависят от того, как эта личность разовьется. Важно помнить: как бы семья не влияла на выбор подростком профессиональной деятельности, все зависит от него самого, его характера и стремлений. Если подросток точно знает, что пойдет учиться туда, куда он хочет, то родители или семья не смогут переубедить его; если семья понимающая, она и не будет противостоять выбору подростка, исполнению его профессиональной мечты.
Ошибки, которые могут совершить родители в формировании будущего профессионального плана своего ребенка
1. Родители недостаточно адекватно оценивают возможности своего ребенка, не учитывают его индивидуальные особенности.
2. Не учитывают порой, что выбор профессии - процесс не только рациональный, но и эмоциональный.
Поэтому, даже вполне адекватный совет подростку иногда отвергает: ребенок не видит себя в предлагаемой деятельности. Вот почему очень важно предоставить детям возможность наглядно ознакомиться с разными профессиями.
3. Предложение родителей не соответствует мотивации ребенка, потому что родители не принимают всерьез или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы.
4. Родители предлагают ребенку не профессию, а учебное заведение. Такое предложение вообще не воспринимается ребенком в качестве совета, а родители, несмотря на участие, оцениваются как самоустранившиеся.
5. Родители подростка не осознают необходимость перестройки отношений «взрослый - ребенок», продолжают привычную линию поведения. Если это поведение авторитарное, у ребенка чаще всего возникают проблемы. Важно помнить: самые адекватные советы родителей оказываются невоспринятыми, если между детьми и родителями отсутствует контакт. Чаще всего нарушение семейных взаимоотношений наступает именно тогда, когда ребенок становится подростком.
6. Родители проецируют на ребенка свои собственные качества, чувства, проблемы, что порождает неадекватные требования и ожидания. Из-за этого у детей возникает психологическая защита по типу отрицания - они просто перестают слышать то, что им говорят старшие.
7. Родители предъявляют ребенку завышенные требования, не соответствующие его возможностям; постоянно ставят ему в пример более успешных сверстников, старших, а иногда и младших братьев и сестер. Такое поведение приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки, вплоть до комплекса неполноценности. Следствием является снижение успешности всех видов деятельности и уровня притязаний. При этом родители обвиняют ребенка в лени.
8. Родители ограждают ребенка от ошибок и последствий его неправильного поведения. Позвольте вашему ребенку ощутить последствия своих неправильных действий (или своего бездействия), только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
9. Родители не признают успехов ребенка. Ему больше всего нужно слышать от родителей слова безусловной любви и поддержки. Именно этим создается иммунитет к стрессу, в том числе к тому, который ждет ребенка на лихих поворотах будущей жизни.
Уважаемые родители, помните:
• Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
• Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
• Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
• Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
• Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
• Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
• Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
• Если ребенок живет в безопасности, он учится верить.
• Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в мире.
раскрыть » / « свернуть